Разомкнутая и замкнутая системы. Конспект урока на тему «Информационные модели управления объектами Вопросы для размышления

Контрольная работа по теме

Моделирование и формализация

1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

1) компьютер - данные

2) компьютер - его функциональная схема

3) компьютер - программа

4) компьютер – алгоритм

2. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает..

1) все стороны данного объекта;

2) некоторые стороны данного объекта;

3) существенные стороны данного объекта;

4) несущественные стороны данного объекта.

3. Построение любой модели начинается с ….

1) выделения свойств и признаков объекта оригинала;

2) определения цели моделирования;

3) выбора вида будущей модели;

4) построения чертежа.

4. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель – это … модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.

1) информационная;

2) электронная;

3) схематичная;

4) графическая

5. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?

1) техническое описание компьютера

2) фотография компьютера

3) логическая схема компьютера

4) рисунок компьютера

6. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...

2) расписание уроков

3) таблица Менделеева

4) программа телепередач

7. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

2) формула закона Ома

3) формула химической реакции

4) закон Всемирного тяготения


8. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является...

1) файловая система компьютера

2) таблица Менделеева

4) функциональная схема компьютера

9. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

1) формула химического соединения

2) формулы равноускоренного движения

3) формула химической реакции

4) второй закон Ньютона

10. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...

1) файловая система компьютера

2) таблица Менделеева

3) генеалогическое дерево семьи

4) модель компьютерной сети Интернет

11. Формальной информационной моделью является...

1) анатомический муляж

2) техническое описание компьютера

3) рисунок функциональной схемы компьютера

4) программа на языке программирования

12. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме...

1) программы на языке программирования

2) изображения в растровом графическом редакторе

3) изображения в векторном графическом редакторе

4) текста в текстовом редакторе

13. Информационной (знаковой) моделью является …

1) анатомический муляж

2) макет здания

3) модель корабля

4) химическая формула

14. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...

1) управляющий объект

2) управляемый объект

3) канал управления

4) канал обратной связи

15. Если информационная модель объекта – это его описание, то материальная модель объекта – это его

1) физическое подобие

2) точное воспроизведение

3) схематичное представление

4) преобразование

16. Укажите верное утверждение:

1) Статистическая модель системы описывает её состояние, а динамическая - поведение.

2) Динамическая модель системы описывает её состояние, а статистическая - поведение.

3) Динамическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

4) Статистическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

17. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется ….

18. Перечислить основные этапы моделирования.

19. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчинённости, наследование и т. п. между объектами?

20. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?

21. Как называется целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой?

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» (11 класс ИТП). Вариант – 1.

Фамилия_____________________________

1


. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер - его фотография;

В) компьютер - его процессор;

Г) компьютер - его техническое описание.

2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...

Б) расписание уроков;

В) таблица Менделеева;

Г) программа телепередач.

3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

Б) формулы равноускоренного движения;

Г) второй закон Ньютона.

4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

Г) модель компьютерной сети Интернет.

5. Информационной (знаковой) моделью является …

А) анатомический муляж;

Б) макет здания;

В) модель корабля;

Г) химическая формула.

6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...

А) управляющий объект;

Б) управляемый объект;

В) канал управления;

Г) канал обратной связи.

7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы.

А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, ко­торый в определенной ситуации заменяет другой объект;

Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;

В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет­рам - подобно функционированию реального объекта;

Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реаль­ный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предло­женного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его...

А) описание;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

9. Какое из утверждений верно?

А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны;

Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенныедля разных целей, могут быть совершенно разными.

10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?

А) нет, без моделей никогда не обойтись;

Б) да, иногда, например, генетическая информация;

В) да, чаще всего знания передаются без использования ка­ких-либо моделей.

11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?

А) нет; Б) да.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятност­ными? Выбрать три правильных ответа.

А) прогноз погоды;

Б) отчет о деятельности предприятия;

В) схема функционирования устройства;

Г) научная гипотеза;

Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы.

13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компью­терная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»?

А) нет; Б) да.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А6-11

А6-13

А6-15

А6-17

А6-19

А6-21

А6-23

А6-25

А6-27

А6-29

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» (11 класс ИТП). Вариант – 2.

Фамилия__________________________


1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер – данные;

Б) компьютер - его функциональная схема;

В) компьютер – программа;

Г) компьютер – алгоритм.

2. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?

А) техническое описание компьютера;

Б) фотография компьютера;

В) логическая схема компьютера;

Г) рисунок компьютера.

3. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

В) генеалогическое дерево семьи;

Г) функциональная схема компьютера.

4. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

А) формула химического соединения;

Б) формула закона Ома;

В) формула химической реакции;

Г) закон Всемирного тяготения.

5. Формальной информационной моделью является...

А) анатомический муляж;

Б) техническое описание компьютера;

В) рисунок функциональной схемы компьютера;

Г) программа на языке программирования.

6. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме...

А) программы на языке программирования;

Б) изображения в растровом графическом редакторе;

В) изображения в векторном графическом редакторе;

Г) текста в текстовом редакторе.

7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя... этого объекта.

А) информация;

Б) законы функционирования;

В) отличительные особенности;

Г) свойства.

8. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель - это... модель, выполненная с помо­щью компьютерных технологий.

А) информационная; Б) схематичная; В) электронная.

9. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

Б) да, но только для конструктивных (искусственных, со­зданных людьми) объектов;

10. Построение любой модели начинается...

А) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;

Б) с определения цели моделирования;

В) с выбора вида будущей модели?

11. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предло­женного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его......, то инфор­мационная модель объекта - это его описание.

А) физическое подобие;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются статическими? Выбрать три правильных ответа.

А) карта местности;

Б) дружеский шарж;

В) программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея;

Г) план сочинения;

Д) график изменения температуры воздуха в течение дня.

13. Какие из утверждений являются верными? Выбрать два правильных ответа.

А) математическая формула является информационной моделью;

Б) график движения поезда - табличная статическая модель;

В) план дома - графическая детерминированная модель, опи­сывающая структуру объекта;

Г) турнирная таблица чемпионата по футболу - эталонная динамическая модель.

Конспект урока на тему
«Информационные модели управления объектами»

Цели:

    образовательная: составить упрощенную математическую модель управления объектами.

    воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;

    развивающая: развить умение описывать модели управления, выделяя существенные различия моделирования.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, карточки с заданиями.
Ход урока

    Орг. момент:

    приветствие;

    проверка присутствующих.

    Актуализация прежних знаний:

Что такое модель?
Какие типы моделей вы знаете?

III. Изучение нового материала:
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и т.д.), входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности. Так, для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто:

    пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство- автопилот;

    директор и его заместители управляют производством, а учитель - обучением школьников;

    процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер;

    без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям.

Управление - это целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, а другие - управляемыми. Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются информационными моделями процессов управления.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого , которые соединены каналами прямой и обратной связи . По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми . Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы разомкнутых систем управления разработаем компьютерную модель на языке программирования Visual Basic. Пусть управляемым объектом будет точка, которую управляющий объект (пользователь) должен переместить в центр мишени (круга). Прямое управление положением точки будем производить путем нажатия на кнопки, которые перемещают объект вверх, вниз, влево и вправо. Обратная связь будет отсутствовать.

Модель разомкнутой системы управления.

Поместить на форму графическое поле, по которому будет перемещаться точка, кнопку для вывода первоначального положения точки, четыре кнопки для управления движением точки и кнопку для вывода положения мишени.

Событийная процедура первоначального вывода точки должна включать задание масштаба и случайную генерацию координат точки:
Dim bytX1, bytY1, bytX2, bytY2 As Byte
Private Sub cmdP_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = Int(Rnd * 20)
bytY1 = Int(Rnd * 20)
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
End Sub

Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура:
Private Sub cmdL_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = bytX1 - 1
End Sub

Событийная процедура вывода мишени и положения точки:
Private Sub cmd2_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
pic1.Circle (10, 10), 5
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbBlack
End Sub

Щелкнуть по кнопке Упр. объект и перемещать его кнопками со стрелками. Щелкнуть по кнопке Результат . Отклонение точки от центра мишени, скорее всего, будет достаточно велико.

Замкнутые системы управления. В замкнутых системах управления управляющий объект по прямому каналу управления производит необходимые действия над объектом управления, а по каналу обратной связи получает информацию о его реальных параметрах. Это позволяет осуществлять управление с гораздо большей точностью.
Информационную модель замкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы замкнутых систем управления разработаем компьютерную модель. Для осуществления обратной связи будем при каждом шаге рисовать новое положение точки, а также выводить значения координат точки в текстовые поля.

Модель замкнутой системы управления.

Усовершенствовать предыдущий проект и поместить на форму два текстовых поля.
В коды процедур добавить строки:
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
txtX.Text = bytX1
txtY.Text = bytY1
Использование обратной связи обеспечивает гарантированное попадание точки в мишень.

IV. Закрепление.

    Выполнение проектов.

    Какие системы управления называются разомкнутыми?

    Какие системы управления называются замкнутыми?

    В чем разомкнутой системы управления от замкнутой?

VI . Итог урока.
VII . Дом. задание .
Прочитать конспект.

Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. Заранее благодарю. 1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"? А) компьютер - его фотография; Б) компьютер - его функциональная схема; В) компьютер - его процессор; Г) компьютер - его техническое описание. 2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является... А) файловая система компьютера; Б) расписание уроков; В) таблица Менделеева; Г) программа телепередач. 3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)? А) формула химического соединения; Б) формулы равноускоренного движения; В) формула химической реакции; Г) второй закон Ньютона. 4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является... А) файловая система компьютера; Б) таблица Менделеева; В) генеалогическое дерево семьи; Г) модель компьютерной сети Интернет. 5. Информационной (знаковой) моделью является … А) анатомический муляж; Б) макет здания; В) модель корабля; Г) химическая формула. 6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует... А) управляющий объект; Б) управляемый объект; В) канал управления; Г) канал обратной связи. 7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы. А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект; Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования; В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным парамет-рам - подобно функционированию реального объекта; Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его... А) описание; Б) точное воспроизведение; В) схематичное представление; Г) преобразование. 9. Какое из утверждений верно? А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны; Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными. 10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей? А) нет, без моделей никогда не обойтись; Б) да, иногда, например, генетическая информация; В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей. 11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний? А) нет; Б) да. 12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа. А) прогноз погоды; Б) отчет о деятельности предприятия; В) схема функционирования устройства; Г) научная гипотеза; Д) оглавление книги; Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы. 13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»? А) нет; Б) да

Цели:
образовательная: составить упрощенную математическую модель управления объектами.
воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
развивающая: развить умение описывать модели управления, выделяя существенные различия моделирования.
Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, карточки с заданиями.
Ход урока

    Орг. момент:

приветствие;
проверка присутствующих.

    Актуализация прежних знаний:

Что такое модель?
Какие типы моделей вы знаете?

III. Изучение нового материала:
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и т. д.), входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности. Так, для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто:

пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство — автопилот; директор и его заместители управляют производством, а учитель — обучением школьников; процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер; без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям.

Управление — это целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, а другие — управляемыми. Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются Информационными моделями процессов управления.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми. Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы разомкнутых систем управления разработаем компьютерную модель на языке программирования Visual Basic. Пусть управляемым объектом будет точка, которую управляющий объект (пользователь) должен переместить в центр мишени (круга). Прямое управление положением точки будем производить путем нажатия на кнопки, которые перемещают объект вверх, вниз, влево и вправо. Обратная связь будет отсутствовать.

Модель разомкнутой системы управления.

Поместить на форму графическое поле, по которому будет перемещаться точка, кнопку для вывода первоначального положения точки, четыре кнопки для управления движением точки и кнопку для вывода положения мишени.

Событийная процедура первоначального вывода точки должна включать задание масштаба и случайную генерацию координат точки:
Dim bytX1, bytY1, bytX2, bytY2 As Byte
Private Sub cmdP_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = Int(Rnd 20)
bytY1 = Int(Rnd 20)
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
End Sub

Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура:
Private Sub cmdL_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = bytX1 — 1
End Sub

Событийная процедура вывода мишени и положения точки:
Private Sub cmd2_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
pic1.Circle (10, 10), 5
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbBlack
End Sub

Щелкнуть по кнопке Упр. объект и перемещать его кнопками со стрелками. Щелкнуть по кнопке Результат. Отклонение точки от центра мишени, скорее всего, будет достаточно велико.

Замкнутые системы управления. В замкнутых системах управления управляющий объект по прямому каналу управления производит необходимые действия над объектом управления, а по каналу обратной связи получает информацию о его реальных параметрах. Это позволяет осуществлять управление с гораздо большей точностью.
Информационную модель замкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:


Для демонстрации принципа работы замкнутых систем управления разработаем компьютерную модель. Для осуществления обратной связи будем при каждом шаге рисовать новое положение точки, а также выводить значения координат точки в текстовые поля.

IV. Закрепление.

    Выполнение проектов. Какие системы управления называются разомкнутыми? Какие системы управления называются замкнутыми? В чем разомкнутой системы управления от замкнутой?

VI. Итог урока.
VII. Дом. задание .
Прочитать конспект.