Культурное наследие Вероны – Церковь Сан Дзено. Что такое функциональные cookie-файлы

Старинная базилика Сан-Дзено-Маджоре пережила за свою историю немало разрушений и много раз восставала из руин. Первая церковь на этом месте появилась еще в 5-м веке по указанию короля Теодориха, повелевшего воздвигнуть часовню над могилой епископа Зенона Веронийского. Этот святой (между прочим, родом из северной Африки) уже тогда был весьма почитаемым в . В одной из древних рукописей есть даже упоминание о следующем чуде: когда город затопило во время наводнения, вода якобы остановилась прямо перед порогом его церкви.

В 9-веке старая базилика была разрушена и на ее месте построили новый храм - также специально для мощей святого Зенона. Он простоял около столетия, а после был практически снесен с лица земли во время войны с венграми. В период, когда сохранившаяся крипта церкви переживала реставрацию, мощи хранились в кафедральном соборе , а после их вернули на место.

Наконец, в 967 году базилика Сан-Дзено-Маджоре снова была полностью отстроена. В современном здании мы можем наблюдать отдельные элементы постройки тех лет, ведь позже храм еще восстанавливался после землетрясения 1117 года, расширялся и перестраивался. В 11 веке здесь была возведена колокольня, а в 13-м веке рядом с базиликой построили бенедиктинский монастырь.

Со временем монастырь прекратил свое существование, а к 19-му веку сама церковь обветшала и была забыта прихожанами. Ее восстановление, уже в качестве исторического памятника, началось лишь в 1993 году. Сегодня же она является не только значимым туристическим объектом, но и действующим храмом.

Как добраться до Базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре расположена у площади Piazza San Zeno, что на левом берегу реки Адидже. Это достаточно оживленный район с хорошей транспортной развязкой, здесь находится несколько известных отелей и ресторанов.

Точный адрес: Piazza San Zeno, 2, 37123 Верона, Италия

Как добраться от вокзала Вероны:

    Вариант 1

    Пешком: 1,6 километра через Circonvallazione Oriani и Circonvallazione Maroncelli. Время в пути составит около 20 минут.

    Вариант 2

    Автобус: маршрутом №91 до остановки P.za Corrubbio 6.

    Пешком: 200 метров. Следуйте на юго-запад по Vicolo dietro Caserma Chiodo в сторону Piazza Corrubbio. Поверните направо на Via S. Procolo. Пункт назначения будет справа.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре на карте

Что посмотреть

Базилика Сан-Дзено-Маджоре была построена с тремя нефами - самым высоким центральным и более низкими боковыми. Она выполнена из золотисто-розового туфа, а фасад украшен мраморным порталом. Две высокие колонны, обрамляющие вход, покоятся на фигурах львов, а наверху можно увидеть мраморные статуи двух святых - Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Над входной дверью изображен сам епископ, окруженный воинами и всадниками. Столь роскошное оформление создал итальянский мастер Николо, который также работал над украшением кафедрального собора Вероны.

Помимо того, на фасаде базилики можно увидеть мраморные барельефы со сценами из Святого Писания, а также сюжетами некоторых местных легенд. Словом, еще не попав внутрь, посетители проводят немало времени, рассматривая эти искусно вырезанные сценки и оригинальную архитектуру храма. Самым крупным элементом фасада является круглое окно руки архитектора Бриолото. Его назвали «Колесо судьбы» из-за шести фигурок людей, расположенных по окружности - одни из них изображают радость, другие в отчаянии.

Окно на фасаде базилики носит название «Колесо судьбы», а фигурки по периметру окна изображают радость и отчаяние

Не менее интересны и ворота базилики Сан-Дзено-Маджоре. Облицованные 48-мью бронзовыми табличками, они заслуживают отдельного внимания. На каждой табличке - один из сюжетов Библии, а также здесь можно найти сценки из жизни Зенона Веронийского.

Что интересного внутри

Многие туристы сходятся во мнении, что внутри базилика Сан-Дзено-Маджоре выглядит куда эффектнее, чем снаружи. Здесь есть на что посмотреть - величественный интерьер с колоннами, богатой отделкой, балюстрадой и мраморными статуями.

В пресвитерии можно увидеть старинную фреску руки художника Альтикьеро с изображением Девы Марии, она датируется 1397 годом. Здесь же находится крест 14-го века и триптих, изготовленный в 16-м столетии. Автором последнего стал известный итальянский художник Андреа Мантеньи. Интересно, что часть этого триптиха в настоящее время хранится в Лувре. Во время вторжения Наполеона в Италию он был вывезен из Вероны, а после возвращен обратно в базилику, однако уже без нижних панно (вместо них можно увидеть копии).

Пресвитерий от остального пространства церкви отделяет изящная балюстрада - настоящее произведением искусства. Ее украшают статуи 12-ти апостолов во главе с Иисусом Христом, а чуть дальше можно найти скульптуру святого Зенона, авторство которой до сих пор неизвестно.

Но главной ценностью базилики Сан-Дзено-Маджоре является, конечно же, прозрачная рака с мощами покровителя Вероны. Она находится в подземелье - церковном крипте, куда посетителям разрешают пройти на экскурсию. Кроме туристов сюда ежегодно приходит множество паломников.

Наконец, еще одним интересным местом в базилике является крытая галерея (клуатр), примыкающая к основному зданию. Здесь хранится несколько надгробных плит эпохи Средневековья, а также коллекция античных надписей. Да и сама прогулка вдоль двойной колоннады с арочными проемами понравится даже тем, кто равнодушен к старинной архитектуре.

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Сан-Дзено-Маджоре готова принять гостей:

  • С марта по октябрь - с 8:30 до 18:00.

По воскресеньям она доступна для туристов не ранее 12:30, независимо от времени года (утром в церкви проходит месса).

Актуальную информацию ищите на .

Экскурсии

Поскольку базилика Сан-Дзено-Маджоре является действующим храмом, здесь регулярно проводятся мессы, звучит орган. Для верующих вход, разумеется, бесплатный. Туристы же могут зайти сюда на экскурсию, стоимость билета 2,5 евро (~172 руб. ) . Или же можно приобрести Verona Card и бесплатно посетить этот храм в числе других исторических зданий и музеев Вероны.

Вместе с билетом посетителям выдается аудиогид на русском языке - можно узнать историю церкви и ее основных достопримечательностей. В стоимость входит и визит в подземелье к мощам святого Зенона. Практически всюду разрешено делать фото. Длительность лекции аудиогида составляет около получаса, но на экскурсию стоит выделить не менее полутора часов, ведь еще есть уютный внутренний дворик, где стоит просто посидеть в тишине, наслаждаясь атмосферой.

Панорама базилики Сан-Дзено-Маджоре в Вероне

Базилика Сан-Дзено-Маджоре - удивительное место, где время словно останавливается, где хочется думать о вечных ценностях. Когда же вы решите покинуть храм, рекомендуем задержаться на площади Piazza San Zeno - по воскресеньям там работает антикварный рынок и можно купить оригинальные сувениры. После же отправляйтесь к другим интересным местам Вероны – буквально в 10-15 минутах ходьбы находится музей Arsenale Franz Josef I и старинный замок Кастельвеккио.

Визитная карточка

Адрес

Piazza San Zeno, 2, 37123 Verona VR, Италия

Официальный сайт
Время работы

С ноября по февраль - с 10:00 до 17:00;
С марта по октябрь - с 8:30 до 18:00

По воскресеньям посещения разрешены не ранее 12:30

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Дизайн и архитектура | Италия

Базилика Сан Дзено Маджоре – одна из самых красивых романских церквей Вероны, возведенная на месте погребения покровителя города Зинона Веронийского, бывшего также первым местным епископом. Святой Зинон умер в конце 4 века, и уже несколько десятилетий спустя над его могилой по указу императора Теодориха Великого была построена небольшая церковь. Она просуществовала около четырех столетий, пока в 807 году не была разрушена, а на ее месте не появился новый храм, в который поместили мощи Зинона. Эта церковь простояла еще меньше – в начале 10 века во время венгерского нашествия она была практически полностью уничтожена, а мощи святого перенесли в кафедральный собор. Оттуда их в 921 году вернули в крипту – единственное сохранившееся строение церкви. Строительство нынешнего здания базилики было завершено во второй половине 10 века по указу императора Оттона Великого, а в 11 веке была построена колокольня. Несмотря на то, что здание сильно пострадало при землетрясении 1117 года, уже к 1138 году оно было восстановлено. В конце 14 века здесь проводились очередные ремонтные работы – была заменена крыша, создан плафон центрального нефа и пристроена апсида в готическом стиле. Затем на долгое время храм оказался полузаброшенным, и в начале 1800-х годов находился в удручающем состоянии. Его полная реставрация была завершена только в 1993 году. Нынешнее здание базилики построено из местного вулканического туфа с редкими мраморными вкраплениями, которые декорированы барельефами на тему Страшного Суда. Автор этих барельефов, которые сегодня, к сожалению, плохо различимы, - скульптор Бриолото. Он же создал и круглое окно-розетку в центре фасада, называемое «Колесом фортуны». Вход в церквоь украшает готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо, который также трудился над порталом Кафедрального Собора Вероны. Колонны портика поддерживают фигуры львов, которые разрывают добычу, а сам портик украшен скульптурами Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и изображениями 12 месяцев года. Здесь же можно увидеть изображение святого Зинона, окруженного пешими и конными воинами. По бокам от главного входа в 4 яруса размещены 16 барельефов, выполненных на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, а также изображающих средневековые рыцарские сцены. Ворота базилики облицованы бронзовыми панно с библейскими сюжетами, некоторым из них уже около 900 лет! Внутренне убранство храма поражает своей роскошью: здесь можно увидеть купель 12 века, вырезанную из цельного куска мрамора, каменный резной алтарь, фрески 13-15 веков и другие произведения искусства, в том числе знаменитый триптих Андреа Мантеньи «Мадонна на престоле с ангелами и святыми». В одном из нефов хранится огромная порфировая чаша, обнаруженная при раскопках древнеримских терм. А в крипте в хрустальной раке находятся мощи святого Зинона. Рядом с базиликой расположен клуатр 12 века, галереи которого состоят из многочисленных двойных колонн с арками. Здесь можно увидеть несколько средневековых надгробий, в т

Аббатство Святого Зенона представляло собой целый монастырский комплекс, который играл весьма важную политическую роль в средние века для Вероны. В комплекс аббатства входил дворец аббата, две башни, церковь и клуатры. В средние века вокруг монастыря вырос жилой район, для которого он служил крепостью. Однако само аббатство было разрушено во времена Наполеона, а до наших дней дошла базилика Святого Зенона с колокольней, которая была построена в 12 веке, несколько клуатров, башня и церковь Святого Прокла.

Дошедшая до наших дней

Сан-Дзено Маджоре является прекрасным образцом итальянской архитектуры, выполненным в романском стиле. Кроме того в стенах базилики хранится большая коллекция произведений искусства разных эпох. Здание, которое можно видеть сегодня, было построено в 10-11 веках на месте древней церкви. В начале 10 века мощи святого были перенесены в крипту, которая располагается на нижнем этаже нынешней базилики.

Фасад храма производит неизгладимое впечатление своей мощной простотой и прекрасным романским оформлением. В самом центре расположена огромная роза, которая является символом колеса фортуны. Шесть статуй, украшающих саму розу, передают все взлеты и падения в жизни человека и то, как все быстро может измениться.

Портик включает арку с тимпаном, которая опирается на колонны. Основание колонн украшают два каменных льва. На самом верху фронтона - благословляющая рука Господа, а под аркой, на люнете изображен Святой Зенон, ногами попирающий демона и благословляющий народ. С обеих сторон портала находятся 18 барельефов, созданных в 12 веке. В наши дни церковный портал всегда закрыт, дабы сохранить роскошные бронзовые двери, которые декорированы 24 рельефами 12 века, посвященные Ветхому Завету.

Средневековое величие

Внутреннее помещение церкви имеет три яруса: пресвитерий, центральная часть и крипта. Крипта, построенная в 10 веке, была дважды перестроена в 13 и 15 веках. Это небольшая церковь с девятью нефами, которые разделены 49 колоннами, украшенными резными капителями. Центральная часть храма включает три нефа, разделенных мощными крестообразными пилястрами с композиционными капителями.

В церковных нефах, как и в Кафедральном соборе Вероны , содержится большое собрание произведений искусства, относящихся к 12-14 векам. Среди них можно увидеть купель, изготовленную в 13 веке, фреску, изображающую Святого Христофора, полотно «Богоматерь и святые» работы Франческо Торбидо и многие другие. Над криптой расположен пресвитерий, который сильно возвышается над уровнем нефа. Здесь хранится образец ренессансной живописи - полиптих Святого Зенона, относящийся к 15 веку. Нижняя часть картин была заменена на копию, и сегодня ею можно полюбоваться во Франции.

Колесо фортуны

Это одна из тем религиозного содержания,

к которой в этот период неоднократно обращались

в различных формах искусства

В Вероне не сохранилось архитектурных памятников варварской эпохи, хотя многочисленные указания на них в Соборе, в церквях Санто Стефано, Санта Мария Антика, Сан Лоренцо и других позволяют предположить, что это время здесь не было перерывом в занятиях искусством.

Только с установлением коммунального строя в строительстве начался период, достойный сравнения с деятельностью, давшей жизнь римской Вероне. Уже при архидьяконе Пацифике была обновлена церковь Сан Дзено, сожженная неверными ещё до 806 года.

21 мая 807 года в церкви, восстановленной по воле короля Пипина и епископа Ротальда, отшельники Бениньо и Каро, специально для этого вызванные из своей пустыни на Бальдо, над Мальчезине, поместили в церкви реликвии Святого Епископа, покровителя Вероны. В 900 году первый чудовищный набег венгров опустошил церковь Сан Дзено и все то, что находилось в окрестностях Вероны. Только в начале XI века, по прошествии некоторого времени после окончания будоражащих венгерских нашествий, когда народ, для обеспечения своей безопасности, осознал необходимость учреждения коммун, началось формирование базилики Сан Дзено в её современном виде, вместе с примыкающим к ней большим бенедиктинским монастырем. По сравнению с древним городом, Сан Дзено находится в зоне пригородов, а точнее, в районе самых крупных некрополей римской Вероны, простиравшемся до Виа Галлика, дороги, соединяющей Верону и Брешу.

Новое здание, потерпевшее серьезный ущерб во время землетрясения 1117 года, было почти полностью закончено в 1138 году. Высокая колокольня (72 м) была начата в 1045 году и завершена в 1178 году. Слева от фасада возвышается башня Аббатства, внутри которой находится фреска, повторяющая тему Колеса Фортуны.

Эта башня является единственным памятником, оставшимся от большого и могущественного бенедиктинского монастыря, упраздненного в 1773 году и разрушенного для использования в качестве строительного материала в 1810 году.

Сан Дзено. Фасад.

Скульптуры подписаны двумя самыми

знаменитыми скульпторами романского стиля:

Николо и Гульельмо

Фасад Сан Дзено представляет собой великолепный образец паданской романской скульптуры. На полукруглой полосе, опоясывающей люнет, можно прочитать имя скульптора Николо, того самого, который оставил свою подпись на Соборе в Ферраре. Уже Симеони подчеркнул, что изображение люнета прославляет образование веронской коммуны. В центре его св. Зенон держит городской флаг и попирает ногами демона. В полосе под люнетом представлены некоторые чудеса святого. На двух архитравах, на которые опирается арка портика с двумя колоннами, изображены группы из трех символизирующих месяцы фигур, повторяющие широко распространённую в романских церквях тематику, направленную на изменение представления о труде, который предстаёт перед нами не как библейское проклятие, а как инструмент возвышения человека. По сторона портика с двумя колоннами — мраморные рельефы, справа с эпизодами из Ветхого Завета подписаны тем же скульптором Николо, тогда как рельефы слева с изображением сцен из жизни Иисуса подписаны именем Гульельмо. Самые нижние рельефы отличаются своей светской тематикой: охота короля Теодориха справа, две сцены дуэли слева. Этот изобразительный комплекс обрамляет бронзовую дверь, украшенную сорока восемью пластинками, из которых только две выполнены не на религиозные сюжеты: это пластинки с масками. Сцены левой створки большей частью выполнены мастером более ранней эпохи, сцены правой створки выполнены позднее так называемым Вторым мастером. Произведением Третьего мастера считаются четыре пластинки с историями св. Зенона в нижней части правой створки. Как видно, речь здесь идёт не об едином произведении, дверь была выполнена в два этапа — до и после землетрясения 1117 года. Расположенные рядом рельефы со сценами «Первородный грех» и «Поцелуй Иуды» дают возможность сравнить искусство двух мастеров, Николо и Гульельмо. Первый из них, стиль которого более грубый и энергичный, всегда предлагает достаточно крупные фигуры и владеет всем изобразительным полем, что приближает его стиль к искусству Вилиджельмо, великого мастера романской паданской скульптуры, работавшего в соборе в Модене.

Второй, Гульельмо, более гибкий и выразительный, не придает абсолютного превосходства фигурам, а подчас свободно размещает их в изрезанном архитектурном пространстве. Светские сцены нижней полосы, сильно поврежденные, свидетельствуют, что оба основных мастера имели помощников.

Во внутреннем пространстве Сан Дзено доминирует просторный главный неф, увенчанный линейным перекрытием в форме киля корабля. На границе с третьим большим проходом становится заметной разница между нижней церковью и верхней церковью.

В просторной крипте, настоящей подземной церкви, расположена рака с мощами святого, возрожденными признанием 1838 года. На правой стороне можно увидеть надгробную урну трех святых (Луциллия, Лупицина и Крешенциана), яркий образец скульптуры начала XII века. Поднимаясь из крипты в расположенную выше церковь, рассмотрим на галерее ряд статуй, изображающих Христа и апостолов, работу немецких мастеров начала XIII века. В главном алтаре находится трехстворчатый алтарный образ Мантеньи, написанный в 1457-1459 годах, первое высокое послание ренессансной живописи в Вероне. В маленькой левой абсиде расположена мраморная статуя «Смеющийся св. Зенон», изображение благодушного покровителя города, восходящее к началу XIV века. Рядом с дверью, ведущей в сакристию, находится статуя св. Прокла, произведение, подписанное и датированное Джованни Риджино (XIV в). Снова спустившись к нижней церкви, за алтарем дель Аддолората (Печальной Божей матери), можно выйти к двери, ведущей в монастырский двор, уникальный своим сочетанием небольших полукруглых арок со стрельчатыми.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне известна тем, что в ней хранятся мощи святого Зенона Веронийского (Zenone da Verona). В своем современном виде базилика была построена в 10 веке по всем канонам романского стиля.

История возникновения базилики Сан-Дзено-Маджоре

На месте захоронения Зенона Веронийского, который был первым епископом Вероны, изначально была построена маленькая церковь. Работы велись в 5 веке по приказу Теодориха Великого.

При короле Пипине в 9 веке было решено разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. В построенную заново церковь переместили останки святого Зенона. Однако, эта церковь также простояла недолго – в 10 веке здание очень пострадало во время войны с венграми.

В том же 10 веке на месте полуразрушенной церкви была возведена современная базилика в романском стиле. Новая церковь большей частью выдержала землетрясение 1117 года и уже к 1138 году была расширена и полностью отреставрирована. В 14 веке заменили крышу здания, а также создали готическую апсиду и плафон центрального нефа.

Недалеко от базилики находится отдельно стоящая башня, которая была построена в 13 веке. Это часть некогда находившегося рядом с церковью монастыря.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

Внешне базилика не очень примечательна: сдержанный романский стиль в позолочено-розовых цветах с большим окном в центральной части. Но отдельного внимания заслуживает центральный вход с готическими украшениями и внутреннее убранство церкви. Именно здесь находится знаменитый триптих Андреа Мантеньи.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Фасад

Базилика Сан-Дзено-Маджоре состоит из трех нефов. Для ее строительства использовался золотистый туф из Вероны. В серединной части базилики выполнены мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда. Их автором является скульптор Бриолото.

Центральный портал

Над входом можно увидеть готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо. Он же работал над центральном входом в кафедральный собор Вероны.

У основания колонн входа находятся скульптуры львов, разрывающих добычу. На портике выполнены фигуры Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и символы 12 месяцев года. А люнет портала украшен изображением святого Зенона, которого окружают воины.

С боковых сторон портала находятся 16 барельефов, повествующих о сюжетах из Ветхого и Нового Заветов.

Над входом, в центральной части фасада, располагается круглое окно в форме розы. Его создал тот же Бриолото. Поскольку по окружности окна изображены фигуры 6 жонглирующих персонажей, которые то возносятся вверх судьбой, то падают вниз, это окно называется «Колесо фортуны».

На ворота базилики нанесены 48 панно 12-13 веков, принадлежащие немецким мастерам. Они изображают 4 чуда святого Зенона и сцены из Библии.

Внутреннее убранство

Внутри базилики выделяются две массивные колонны, которые поддерживают свод церкви. Главный неф опирается на две полукруглые арки. В крипту ведут две широкие лестницы.

В базилике сохранилась купель 12 века, которая была выполнена из цельного веронского мрамора. Также художественную ценность представляют две чаши и резной алтарь с колоннами, в основании которых находятся фигуры льва, быка и змеи, символизирующие евангелистов.

Справа располагается алтарь Скорбящей Мадонны в стиле барокко. Также обращает на себя внимание широкая порфировая чаша из римских терм.

И самое главное – в базилике хранится хрустальная рака с мощами святого Зенона, которые были найдены в ранее находившейся на этом месте церкви.

Фрески

Большое количество фресок 13-14 веков украшают стены базилики. Это изображения Белой Мадонны, Святого Христофора, Распятия Христова, Крещения, Святых Георгия и Стефана. Там же находится известная фреска «Мадонна на престоле со святыми», выполненная Альтикьеро в 1397 году, и триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

На балюстраде выделяется статуя Христа в окружении 12 апостолов. Статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Клуатр

Клуатр был пристроен к базилике в 12 веке. На всем протяжении галереи располагаются двойные колонны, соединенные арками. В одном из павильонов находится статуя Иоанна Павла II. Среди средневековых надгробий, хранящихся в клуатре, особое место занимает надгробие семейства Скалигеров 1313 года. В лапидарии рядом с клуатром хранится собрание надписей античных времен.