Как летать в бесполетной зоне. Эта страшная фраза «No Fly Zone

Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2019 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.

Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.

А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.

Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.

В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.

Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:

  • Yuneec
  • DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4)
  • + Аналогичные модификации других производителей

Порядок госрегистрации квадрокоптеров в России в 2019 году


  • Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2017 (закон о квадрокоптерах)

Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до
— 30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.

  • Обновление: 18 августа 2017

Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.

Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2016 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.

Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.

Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.

В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами. После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.

Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • УК, статья 271.1 ФЗ
  • АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
  • Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня

Обновление от 31.08.2019

С сентября 2019-го года владельцы ВСЕХ дронов (даже игрушек) с массой от 250 грамм до 30 кг обязаны поставить на учет свои БПЛА в течение 10 дней с момента покупки.

Прочитайте нашу статью : документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Регистрировать нужно все модели, в том числе купленные зарубежом (исключение только для иностранцев, приезжающих на небольшой срок). Еще нюансы:

  • Если у вас украли зарегистрированный дрон вы обязаны заявить об этом в Росавивцию.
  • При постановке на учет нужно предъявить: Фото дрона, СНИЛС, паспорт, адрес, телефон, email. Для юрлиц — ИНН и Регномер.

Тем кто не поставит на учет будет выписан штраф 2-5 000 рублей физлицам за нарушение правил использования воздушного пространства, 25-30 000 должностным лицам и 250-300 000 юрлицам (либо приостановка деятельности на 90 дней).

Документы к разрешению на полеты

Чтобы оформить разрешительную документацию на эксплуатацию своего квада, вам, как его владельцу, предстоит пройти следующие этапы:

  • Оформить соответствующую заявку в Росавиации, после рассмотрения которой вам выдадут разрешение на съемку (заявка может быть отклонена)
  • Прежде чем приступить к использованию аппарата, нужно предоставить госорганам маршрут
  • За несколько часов до старта вам необходимо будет оповестить диспетчера о планирующемся старте
  • При взлете и посадке каждое действие должно быть оговорено с диспетчером

Сложности регистрационного процесса


Безусловно, любая бюрократическая процедура вызывает те или иные сложности. Не исключением является и регистрация квадрокоптера в России. В первую очередь вам понадобится запастись терпением на оформление требуемой документации на пилотирование. Иной раз не лишним будет заручиться профессиональной юридической поддержкой.

Отдельную сложность представляет собой необходимость проходить данную процедуру в ФСБ. Здесь нужно сообщать те же данные, что и в процессе госрегистрации. Однако в отличие от последнего варианта регистрироваться в онлайн-режиме вы не сможете. Вам придется приезжать в Москву и посещать Росавиацию.

Тут у вас на руках уже должен быть сертификат на беспилотник. Но выполнить это требование, по сути, невозможно, так как дроны в настоящее время не проходят сертификацию. Одним из неприятнейших моментов для российских дрономанов можно считать необходимость предоставлять информацию о маршрутах заблаговременно.

Правила безопасности полетов


  1. Нежелательно совершать перелеты в местах большого скопления людей. При неправильном управлении можно нанести травмы окружающим. Лучше всего проводить планирование за городом, в максимально безопасных условиях для пилота и окружающих
  1. Запускать мультикоптер над зоной охраняемого объекта, включая военные базы и полигоны не следует
  2. Опасными являются подъемы аппарата на высоту более 150 метров. Многие модификации дронов оснащены специальным ПО, которое лимитирует возможную полетную высоту и скорость

Где нельзя летать на коптере или дроне?

Также не допускается планирование дрона над охраняемыми частными территориями и крупными производственными постройками.

В базовых правилах использования коптера и безопасности отмечен пункт, в котором говорится о возможном ограничении на зоны для полетов в местах скопления большого количества людей.

Не допускается использование такой беспилотной техники вблизи высоковольтных линий электропередач.

Как получить разрешение на полеты?

Для получения такого разрешения на квадрокоптер на территории РФ вам предстоит собрать следующий пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий летную годность
  • Доступ к эксплуатации ВП
  • Удостоверение правомерности управления БПЛА

Что касается доступа к ведению съемки с мультикоптера, то его получение обязательно. Если его нет, проводить съемку вам запрещено. При нарушении этого пункта вам может быть назначен штраф в размере 3-50 тыс. руб. в качестве наказания – правовых последствий в настоящий момент, кроме штрафных санкций, в этом случае не предусмотрено.

Регистрация дронов в других странах

Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.

Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме. Приобретаемые в дальнейшем квады будут закреплены за полученным номером владельца. Процедура обходится заявителю в 5 долларов.

В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.

Карта запретных зон и закрытых территорий для полетов на квадрокоптерах (дронах) и иных беспилотных летательных аппаратов в России.

Карта формируется участниками обсуждений и владельцами квадрокоптеров в целях предупреждения негативных последствий для пилотов и их аппаратов в виде административных штрафов, изъятия орудия совершения административного правонарушения (дронов) или ограничения прав на управление летательными аппаратами.

Уважаемые гости, мы будем рады и благодарны Вам, если в комментариях к настоящей статье Вы укажите новые территории (адреса), где полеты запрещены, это поможет другим участникам избежать наказаний и сделать полеты безопасными.

Для просмотра запретных территорий Вашего города, используйте масштабирование на карте

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Адыгее

Карта запретных территории в Москве и области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Башкортостане

Немного полезной информации

Пилот квадрокоптера в настоящее время, как и водитель автомобиля, является владельцем источника повышенной опасности, это связано прежде всего с лопастями винтов, вращающихся с большой скоростью, даже если они защищены пластиковым ободом, под определенным углом полета лопасти могут соприкоснуться с окружающим миром.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Алтае

Вес дрона, особенно современного аппарата с хорошим видеооборудованием достигает 10 килограмм, вы их можете часто увидеть на праздниках города, всевозможных концертах и мероприятиях. Несложно представить какие последствия может нанести квадрокоптер в неумелых руках новичка или даже в руках опытного пилота, если аппарат завис или потерял связь.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Дагестане

С начала 2017 года в центральной части России поступило более 150 заявлений в полицию на владельцев квадрокоптеров по факту увечья людей (чаще детей) и животных. Зафиксированы случаи, когда лопастями даже небольшого дрона человеку человека лишали зрения из-за масштабного повреждения глазного яблока. Все прекрасно могут себе представить вероятность такого случая на улице, а в сети Интернет вы найдете огромное количества видеороликов, когда дроны врезаются в головы, плечи людей. Достаточно внезапно повернуть голову при столкновении с дроном и инвалидность практически гарантирована.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Ингушетии

В связи с этим, правительство РФ с середины 2017 года обязало всех владельцев дронов пройти государственную регистрацию и получить индивидуальный номер и чип. Подробнее

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Кабардино-Балкарии

Чем рискует владелец и (или) пилот квадрокоптера при полете на запретной территории:

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Калмыкии

1.Изъятие и (или) уничтожение летательного аппарата.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Карачаево-Черкесии

2.Привлечение к административной ответственности (размер штрафа зафисит от ситуации)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Карелии

3.Реальное отбытие наказания в местах лишения свободы (если у вас течет условное осуждение)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Коми

4.Взыскание ущерба, который был причинен дроном (повреждение антенн на крыше жилого дома или повреждение двигателя самолета, если квадрокоптер летел у аэропорта или взлетной полосы)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Марий Эл

5.Возможное увольнение (если вы работаете на государственной службе)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Мордовии

6.Лишение специального права (если вы им обладали до инцендента)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Северной Осетии

7.Если вы не достигли 16 / 18 лет, вся ответственность переходит на ваших родителей.

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Татарстане

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Тыве (Туве)

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Удмуртии

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Чечне

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Чувашии

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Алтайском крае

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Краснодаре и Краснодарском крае

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Белгороде и Белгородской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Брянске и Брянской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Владимире и Владимирской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Волгограде и Волгоградской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Воло

Где и Вологодской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Воронеже и Воронежской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Иванове и Ивановской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Иркутске и Иркутской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Калининграде и Калининградской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Калуге и Калужской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Камчатской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Кемерово и Кемеровской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Кирове и Кировской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Костроме и Костромской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Кургане и Курганской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Курске и Курской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Липецке и Липецкой области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Магадане и Магаданской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Мурманске и Мурманской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Новгороде и Новгородской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Новосибирске и Новосибирской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Омске и Омской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Орендурге и Оренбургской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Орле и Орловской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Пензе и Пензенской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Перми и Пермском крае или Пермской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Пскове и Псковской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Ростове и Ростовской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Рязани и Рязанской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Самаре и Самарской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Саратове и Саратовской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Сахалине и Сахалинской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Екатеринбурге и Свердловской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Смоленске и Смоленской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Тамбове и Тамбовской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Твери и Тверской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Томске и Томской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Туле и Тульской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Тюмене и Тюменской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Ульяновске и Ульяновской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Челябинске и Челябинской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Чите и Читинской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Ярославле и Ярославской области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Еврейской автономной области

Где нельзя летать на квадрокоптере или дроне в Агинский Бурятском АО

Наверное, многие пользователи DJI сталкивались с проблемой, что в некоторых местах нашей страны (да и других государств тоже) установлен запрет на полеты. К сожалению бесполетная зона нередко охватывает территории, где располагаются довольно занимательные объекты – памятники архитектуры, соборы, парки и т.д., которые находятся неподалеку от аэродромов и стадионов.

Страшный случай из своего опыта

Вскоре после новогодних праздников я оказался в Воронеже. Решил полетать, хотя в такой холод летать не рекомендуется. Заинтересовал меня один объект – «Дом гармошка», кто ориентируется в городе, тот знает. В целом снизу в этой советской постройке примечательного ничего нет, но вот, если взглянуть сверху, то картина открывается весьма перспективная.

Решив сам посмотреть, как выглядит это здание сверху, я быстренько достаю коптер, вставляю теплый аккумулятор и подготавливаю его к полету. Стоит отметить, что стоял я между двумя 4-5 – этажными зданиями. Учитывая, что температура на улице -22С делаю все в спешке. Поэтому дожидаться, когда настроится компас, а аппарат подключится к спутникам и сможет запомнить точку дома, не стал.

Такого разгильдяйства я раньше не допускал и вам не советую, но перейдем к сути. Взлет, коптер, не видя за домами спутников, поднимается примерно на 50 метров и делает несколько кадров. И тут начинается самое интересное, поймав спутники, аппарат определяет свое расположение на местности и выдает, что он находится в No Fly Zone.

Затем он замигал красным и начал стремительно падать, причем резко вертикально. На правый стик совсем не реагирует. Когда он опустился ниже зданий, спутники вновь пропали, однако коптер и дальше снижается. В то же время его начинает относить ветром. Хорошо, что там была открытая площадка. Я просто подошел и забрал его, хотя перенервничал жутко. Хорошо, что несколько кадров снять все же удалось.

Пока все это происходило, подгрузилась карта. В результате я увидел следующее:

Выбранный мной объект располагался на границе бесполетной зоны, окружающей стадион, который меня совсем не интересовал. Из-за этой же бесполетной зоны я не смог полетать над великолепным храмом. Я и попыток делать не стал, больше рисковать не хотелось, тем более в такой мороз.

Бесполетная зона над всей столицей – это реальность

Почему я об этом рассказываю? Уже достаточно давно была анонсирована система, разработка которой осуществлялась совместно с Airmap. Эта система обеспечивает тем, кто имеет право на полет в таких местностях (либо очень хочет получить его) возможность временной отмены No Fly Zone. Требуется лишь предоставить сведения о себе, для чего производится проверка банковской карты или номера телефона. Ранее в России потребности в этом не возникало, так как здесь система еще не функционирует.

Не так давно в интернете стали активно распространяться слухи о том, что полеты над Москвой полностью запрещены. Многие расценивали их, как вымысел и фотошоп. Но, это реальность. Хотя обычный пользователь пока не сталкивается с этим повсеместным запретом. Многим знакома эта картинка:

Такого эффекта можно достичь, если у вас установлена бета прошивка V01.07.0043 на Phantom 3 adv/pro либо Inspire 1 или V01.04.00.63 на Inspire Pro. В дополнение к этому на Android смартфон должна быть установлена бета версия приложения DJI Go. Для этого необходимо заранее скачать APK файл. Те пользователи, которые устанавливают приложения посредством Play Market и прошивки с раздела обновлений DJI, увидеть эту картинку не смогут.

Тестируем систему

Вдохновленный этим изображением я решил самостоятельно опробовать систему. Убедиться, как все функционирует можно на сайте DJI.com, зайдя в раздел «Geo System» (ссылка на него располагается «в подвале»). Затем нажимаем на ссылку «Advance Unlocking».

Далее выбираем место будущего полета. Россия, как мне удалось разобраться, под запретом полностью и точек, где можно проверить отмену, нет. Поэтому выбираем США. Там места для экспериментов полно. В теории красный цвет обозначает территории, где отменить запрет вообще невозможно, оранжевый – полеты в целом запрещены, но отмена запрета возможна, желтый – допускаются полеты без авторизации, но необходимо быть осторожным, зеленый – никаких ограничений.

  1. Нажимаем на соответствующую точку.
  1. Ниже возникает наименование этого места.
  1. Затем требуется ввести дату начала полета.
  1. Ввод серийного номера.

Стоит обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, разрешение предоставляется на два дня и на третьи сутки оно будет аннулировано. Я немного не понял, как быть, если в точке полета нет интернет-покрытия. Наверно в этом случае необходимо заранее позаботиться о разрешении на полеты. А затем запустить смартфон и программу для обновления. Второй момент, серийный номер никак не связан с серийным номером аппарата. Эти данные необходимо находить непосредственно в программе, они видны, когда включен пульт и коптер. Возможно, речь идет о каком-то номере-дубле аккаунта или чем-то подобном. Не совсем ясно и что делать в случае привязки к аккаунту нескольких аппаратов. Не исключено, что придется пользоваться разными планшетами и телефонами.

Затем выбираем способ проверки личности. Я думаю, банковская карта подойдет лучше всего.

Осталось ввести всю необходимую информацию по карте.

Ну, наконец-то. Активация подтверждена.

Проверим то, что мы получили. Для этого следует в личном кабинете выбрать меню «My unlocking plans».

Выполним еще одну проверку. Для этого необходимо открыть приложение DJI Go и зайти в личные данные, здесь выбираем пункт My Inlock NFZ Application. В меню, которое открылось, можем увидеть перечень разрешенных зон.

В принципе это все. Система в целом функционирует. Ответа на многие вопросы получить так и не удалось. Но это пока не актуально, в России эта система еще не работает.

Дроны - замечательно простая вещь, превратиться из игрушки в серьёзный продукт которой мешает настолько же простая проблема: мы не в состоянии их контролировать! Со своими смешными габаритами, они не автомобили и уж тем более не самолёты - и нельзя расставить светофоры на воздушных трассах, не получится поручить их авиадиспетчерам.

Пусть невозможность обнаружения бытового дрона радаром - лишь миф (на самом деле такие радары, по крайней мере на заказ, уже строят , и проблема там не в размерах самих летательных аппаратов, а в их схожести с птицами, так что для разделения тех и других на экране приходится привлекать чуть ли не ИИ), проблема остаётся: дайте бизнесу зелёный свет на эксплуатацию и очень скоро воздушный океан покажется тесным! А отсюда - страх: ну как столкнувшиеся, сломавшиеся, потерявшиеся мультикоптеры станут падать на головы прохожих, на жилые дома, пересекать трассы пассажирских лайнеров?

Очевидно необходим надзор госрегуляторов - и в Соединённых Штатах, где дрон-активисты не оставляют надежды стать впереди планеты всей в смысле коммерческого использования «сверхсверхмалой авиации», на днях случилась большая подвижка. Управление гражданской авиации FAA опубликовало черновик правил для пользователей малых коммерческих дронов. До их утверждения ещё минимум год, но всё-таки это огромный шаг вперёд, позволяющий всем заинтересованным лицам прикинуть, смогут ли они применить дроны для решения своих бизнес-задач. Увы, новости есть хорошая и плохая.

Хорошая новость: FAA оценило деловой потенциал дронов очень высоко (огромные социальные и экономические выгоды, спасение жизней, сравнительная безопасность и пр.). Плохая: правила получились неоправданно жестокими. Малый коммерческий дрон должен быть не тяжелее 25 килограмм, летать не быстрее 160 км/ч и не выше 150 метров, только в пределах видимости и под непосредственным контролем оператора и только в светлое время суток. Удостоверения пилота, правда, не требуется, но предусмотрен экзамен по основам воздухоплавания, «медкомиссия» и повторная проверка каждые несколько лет. Да, и никаких сбрасываемых грузов!

Иначе говоря правила для коммерческих дронов не слишком-то отличаются от уже действующих для дронов развлекательных (тех игрушек, которыми сейчас забавляются частные лица). Конечно, даже в таком виде они откроют дорогу тысячам компаний: дроны, наконец, можно будет легально применять для инспекции строек, полей, лесов, помощи в спасательных и поисковых операциях, и мн. др. Однако ещё больше бизнесов оказываются в «пролёте»: как Amazon, например, мечтающая доставлять автоматическими мультикоптерами покупки. Требования визуального контакта и запрет на сброс грузов для неё равноценны запрету на эксплуатацию дронов вообще.

Чиновников можно понять: они не верят, что видеокамера на борту, а уж тем более автопилот, способны заменить глаза человека и его реакцию. Но борьба, конечно, продолжится. Ведь решение есть, его подсказал сам ход событий.

Вы, вероятно, помните недавний инцидент с падением игрушечного дрона (DJI Phantom) на газон перед американским Белым домом. Виновник (кстати, сам сотрудник спецслужб) уже раскаялся: был пьян, решил развлечься, потерял контроль над аппаратом. Интересней реакция фирмы-производителя: DJI немедленно запретила своим аппаратам летать не только над президентской усадьбой, но и над большей частью Вашингтона. То есть организовала своего рода бесполётную зону (no-fly zone, NFZ), выпустив соответствующий патч для управляющего софта. Пользователи не обязаны обновку ставить, но тот кто не поставит, не получит и новых функций.

Не стану утверждать, что DJI была автором идеи. Однако именно инцидент с её дроном привлёк к идее бесполётных зон внимание общественности. До сих пор этот термин чаще встречался в новостях из горячих точек, когда «миротворцы» в очередном регионе планеты запрещали полёты над целой страной. Но что, если по примеру DJI организовать тысячи миниатюрных «зон, свободных от дронов» прямо над нашими головами?

Технически это не кажется слишком сложным: сделать единую базу данных с географическими координатами NFZ-участков, возможно, привлечь энтузиастов для идентификации наиболее уязвимых мест (по аналогии с «Википедией»), попросить дрон-производителей прошивать получившуюся карту в память своих аппаратов. Всё. И именно так работает совсем ещё юный проект NoFlyZone.org . Пометить в его базе свой дом или участок земли вправе каждый желающий - и хоть производителей, согласившихся уважать эту карту, пока можно пересчитать по пальцам одной руки, начало положено. В планах организация промышленного консорциума.

Конечно, пока ещё всё опирается на доверие, на сознательность: никто и нигде не заставляет производителей дронов учитывать требования NoFlyZone.org или любого другого аналогичного проекта, буде таковой появится. Но есть надежда, что идея всё-таки заработает - и прежде всего потому, что сами производители будут заинтересованы в этом. Ведь, возвращаясь к началу разговора, что преграждает дорогу дронам? Сомнения в их безопасности. Уважая NFZ, вендоры смогут более или менее гарантировать, что их летательные аппараты не упадут на оживлённую улицу, не станут причиной авиакатастрофы, не будут подслушивать-подсматривать у жилых домов и т.п. А там подоспеют и законодатели-регуляторы, напишут более мягкие правила полётов, что откроет двери для Amazon.com и других. Заставить же пользователей ещё проще, DJI уже показала, как это сделать: достаточно имплантировать поддержку NFZ прямо в управляющий софт.

Настоящая проблема бесполётных дрон-зон - в непроработанности процедур, связанных с подтверждением права собственности. Как, к примеру, владелец земельного участка сможет поднять над ним свой дрон, если участок помечен как NFZ? Сейчас он должен предоставить в NoFlyZone.org документ о собственности, дождаться рассмотрения, получить и применить некоторые инструкции. То же в случае конфликта интересов между собственниками многоквартирного жилья: если первый помечает территорию как NFZ, а второй снимает пометку, то третьему уже придётся ждать решения товарищества собственников жилья (или аналогичной ему организации). То же с доставкой посылок дронами: для получателей придётся делать исключения в NFZ-листе. И так далее.

Как перечисленные трудности сгладить - никто, конечно, пока не знает. И ничего удивительного, что отзывы форумной публики в общем уничтожающие. Странно, что никто не вспоминает об очень похожем опыте из телефонии: в тех же Соединённых Штатах давно существует и работает национальный реестр телефонных номеров, на которые запрещено (за чем присматривает федрегулятор) звонить коммерсантам. Конечно, нарушения случаются, и всё-таки это большой плюс, делающий жизнь граждан спокойней. Для дронов же бесполётные зоны пока - единственный осуществимый способ хоть как-то упорядочить намечающийся воздушный кошмар. Тем более стоит попробовать!

Прежде всего предупреждаем, что в крупных городах Москва, Санкт-Петербург планомерно ставится сеть глушилок, там где вы летали раньше в любой момент обстановка в эфире может изменится. Лучше вообще не летать в центре города, проверять место предполагаемого полета на карте запрещенных зон http://fpln.ru и на карте http://wikimapia.org

Данный алгоритм лишь уменьшит вероятность не потерять дрон в зоне помех!

1. Если есть трекер/маяк, активируем его. И не забываем приклеить номер своего телефона на видном месте на дроне.
2. Выставляем правильную высоту возврата выше самой высокой точки в районе полета
3. Выставляем RTH режим Landing
4. Взлетаем строго над собой и тщательно смотрим на все предупреждения на экране. Если планируем летать на высоте 50метров, на разведку подлетаем в 2 раза выше, потом снижаемся.
5. Если предупреждений нет, то переключаем RTH в return-to-home. Режим hover используем только там, где есть вероятность залететь за какоето очень высокое строение или башню (телебашня, небоскреб и тд) и где нет вероятности глушения сигнала gps.
6. Если на определенной высоте начался вал предупреждений о магнитной интерференции, автопереход в atti, и пропадает сигнал ру — немедленно приземляемся.
7. Летаем строго в пределах прямой видимости, постоянно отслеживая сообщения и предупреждения.
8. В случае появления сообщений достаточно далеко первым делом снижаемся до минимально возможной высоты, летим в сторону точки Дом. Внимательно смотрим на сообщения и качество ру. Иногда лучше зависнуть, выставить rth hover и подойти к дрону самому, чем опять влетать в опасную зону.
9. В крупных городах не пользуемся кнопкой RTH, приводим дрон в точку Дом только в ручную, по карте, по ориентирам.
10. Никогда не выходим на полеты с разряженным пультом или смартфоном.

При любой опасности бегаем за дроном, не стесняемся.

В ветренные дни и в особо стремных местах проводим предварительную разведку скорости и направления ветра на рабочей высоте:
— подлетели над собой на рабочую высоту, зависли на 5-10 секунд, приземлились. Синхронизировались с платным аккаунтом на airdata.com и получили точную картину происходящего.»

P.s. Коллеги нашего форума пытаются своими силами составить карту опасных зон . Мы не имеем ни какого желания идти против спецслужб и летать кому то назло. Все проблемы у коптеровода в крупном городе из-за неосведомленности где тут среди домов стратегические объекты, и от тяги к прекрасному, к архитектуре, к виду на эту красоту с высоты птичьего полета…

Pps В качестве бреда: если вам все-таки очень надо сделать фото в инстаграм, но где-то рядом стоит глушилка, которая то работает, но нет, можно рискнуть подлететь, предварительно привязав дрон к леске спиннинга. И обязательно вешаем на леску грузик, в метре полтора от дрона 🙂